Матрос .
Низшее воинское звание на флоте. Набираются из простолюдинов методом вербовки. Нередко для вербовки используют арестантов или каторжников, предлагая им замену тюремного заключения на срочный контракт службы на флоте. Разница невелика, но желающие всегда находятся.
Старшины.
Военнослужащие этой категории могут получать свой чин приказом командира корабля (с последующим обязательным утверждением его в Адмиралтействе). Производство в чин предполагается для наиболее опытных и подготовленных матросов. На некоторые чины возможно привлечение специалистов с берега. В отношении друг друга старшины равны по чину, старшинство обычно определяется сроком выслуги, а также некоторыми неформальными флотскими традициями, так, например, парусный мастер неофициально считается самым старшим и уважаемым из старшин (что обуславливается обычно весьма высокой профессиональной подготовкой и уровнем мастерства и крайней важностью парусов для корабля).
1. Капеллан - корабельный священник. Частенько командируется на флот Церковью из числа молодых священников в качестве разновидности послушания для последних.
2. Каптенармус - военнослужащий, отвечающий за дисциплину на корабле. Имеет полномочия налагать взыскания на матросов и старшин за нарушение ими Военно-Морского устава и правил корабельного распорядка, ведает корабельной тюрьмой. В подчинении каптенармуса находится подразделение корабельной полиции (6 - 30 человек в зависимости от размера корабля и численности экипажа).
3. Парусный мастер - главный специалист по парусному вооружению корабля в обязанности которого входит поддержание в исправности всех парусов, а также производство всех швейных работ, включая ремонт формы экипажа. В подчинении парусного мастера находится специальная команда (6-40 человек в зависимости от размеров корабля и численности экипажа, которые имеют звание "помощник парусного мастера"). Среди экипажа имеют шуточное прозвище "бездельники" за то, что не несут обязательных вахт по кораблю, впрочем, парусной команде хватает работы и без этого. Нередки случаи, когда капитаны кораблей переманивают к себе на корабль всеми возможными способами хороших парусных мастеров с береговых верфей.
4. Оружейный мастер - в обязанности этого старшины, как следует из названия, входит обслуживание и ремонт всего вооружения корабля, как артиллерийского, так и стрелкового вооружения абордажных команд и отрядов морской пехоты. В подчинении оружейного мастера также может находиться группа помощников, которые так и называются "помощник оружейного мастера".
5. Кок - корабельный повар. Немаловажная персона на борту от которого частенько зависит моральный дух всего экипажа. Хороший кок - величайшая ценность и временами на флоте возникают целые заговоры и интриги по переманиванию особо выдающегося кока из экипажа в экипаж. Может иметь в подчинении нескольких помощников.
6. Фельдшер - помощник судового врача, оказывает первую помощь раненым во время боя, на многопалубных боевых кораблях свой фельдшер находится на каждой из боевых палуб и носит соответствующую приставку: "фельдшер опердека", "фельдшер оверлопа", "фельдшер бувенета" и т. д. Фельдшеры обычно посылаются на корабли от Комитета по больным и раненым Адмиралтейства с "адмиралтейской гарантией" того, что эти люди имеют необходимую профессиональную подготовку.
Уорэнт-офицеры.
Также именуются "беспатентными офицерами". Свои чины получают по "гарантии" от Адмиралтейства, эта "гарантия" подтверждает или "гарантирует", что указанные офицеры имеют необходимую квалификацию для исполнения своих обязанностей. Подразделяются на две категории, не имеющих собственного названия, но значительно отличающихся статусом. В первую входят "мичман" и "мастер" - они могут быть при определенных условиях быть продвинуты в число "полноценных" или "патентованных" офицеров. Остальные уорэнты такой возможности не имеют. Соответственно, мичман и мастер являются старшими по чину в отношении других "беспатентных". Старшинство между остальными уорэнтами определяется также, как и для старшин, с теми же неофициальными традициями. Так по традиции наибольшим уважением и почетом пользуется боцман.
1. Пушкарь. В отличие от оружейного мастера руководит расчетами орудий в бою и занимается обучением и подготовкой артиллерийских расчетов. На многопалубных боевых кораблях также распределяются по палубам с добавлением соответствующей приставки: "пушкарь опердека", "пушкарь оверлопа", "пушкарь бувенета". По традиции старшим среди пушкарей является "пушкарь бувенета", т. к. именно на этой палубе располагаются самые тяжелые пушки, требующие наибольшей квалификации от персонала. Назначаются на корабли (или утверждается назначение, сделанное командиром корабля) "гарантией" Комитета вооружений Адмиралтейства.
2. Боцман - становой хребет любого корабля. Является старшим по отношению ко всем уорэнтам (кроме мичмана и мастера), старшинам и матросам. Отвечает за широчайший круг обязанностей начиная от такелажных работ и заканчивая несением ходовой вахты. Уборка-подъем парусов, постановка-снятие с якоря, поддержание корпуса корабля в исправном и опрятном состоянии, уборка палуб и внутренних помещений, поддержание дисциплины, шлюпочные работы - вот неполный перечень обязанностей боцмана. На флоте ходит шутка, что при толковом боцмане командир может все плавание провести лежа на койке в своей каюте. Обычно боцманский чин присваивается самым опытным матросам, прослужившим на флоте не один десяток лет. Пользуется значительным уважением и авторитетом как со стороны нижних чинов, так и стороны не лишенных ума "патентованных" офицеров. На крупных кораблях боцман может быть не один, тогда самый старший и заслуженный носит чин "старший боцман", а остальные - "боцманмат".
"Гарантия" Адмиралтейства.
3. Плотник - немаловажный специалист на деревянном корабле. Как следует из названия, отвечает за все плотницкие работы на борту, включая ремонт боевых повреждений, также руководит аварийными партиями и ведает водоотливными помпами. В подчинении плотника находится "плотницкая команда" (4-60 человек в зависимости от размеров корабля и численности экипажа, имеют звание "помощник плотника"). "Гарантия" Адмиралтейства.
4. Баталер - отвечает за продовольственное и имущественное снабжение корабля. Самая "вороватая" должность и звание. Знаменитый имперский адмирал Лемиссон сказал как-то: "Полгода в баталерах - можно вешать без суда и следствия". "Гарантия" Адмиралтейства.
5. Врач - старший медик корабля, отвечает за здоровье всех членов экипажа, контролирует качество воды и продовольствия, занимается профилактикой эпидемий, лечением больных и раненых, проводит операции, руководит службой фельдшеров. "Гарантия" Комитета по больным и раненым Адмиралтейства.
6. Мастер. Самый неоднозначный чин на флоте. В обязанности мастера входит штурманское и лоцманское обеспечение плавания. Что в свою очередь требует от мастера высокого уровня знания навигации, астрономии и гидрологии. Мастер является пережитком тех времен, когда кораблем могли командовать только дворяне, при этом нередко командир-дворянин не имел ни малейшей профессиональной подготовки. Вот в помощь таким "командирам" на кораблях и была введен чин мастера или шкипера (вышло из употребления) - специалиста в области судовождения, зачастую незнатного происхождения. В современном флоте мастер выполняет обязанности помощника штурмана, несет ходовые вахты, а также отвечает за поддержание в исправном состоянии навигационного инструмента. "Гарантия" Адмиралтейства. При некоторых условиях (благоприятное стечение обстоятельств, выдающиеся достижения в службе, протекция, острая кадровая нехватка) может быть произведен в "патентованные офицеры".
7. Мичман. Иногда приравнивается к младшим "полным офицерам", хотя и является "беспатентным". По большей части комплектуется из молодых дворян незнатных или обедневших родов, которые не могут себе позволить обучение отпрыска в Корпусе. Получение чина требует сдачи весьма серьезного экзамена. На корабле выполняют обязанности помощников офицеров-командиров боевых частей, дивизионов, командуют шлюпками, отделениями сигнальщиков, артиллерийскими плутонгами. Несут ходовые вахты в качестве помощников вахтенных офицеров. "Гарантия" Адмиралтейства. Наряду с выпускниками Морского Корпуса являются основным резервом для пополнения рядов "патентованных офицеров".
"Патентованные" офицеры.
Название происходит от специального документа - "патента", который подтверждает чин. Патент подписывается лично Императором по представлению Адмиралтейства. Формально лишить чина "патентованного" офицера может тоже только император, но на практике существует немало неофициальных способов вынудить неугодного офицера уйти в отставку. Для получения патента необходимо сдать серьезный экзамен специальной адмиралтейской "Патентной комиссии", а также иметь определенный срок практического плавания на кораблях Императорского флота, минимум один дальний поход, опыт несения вахт, рекомендацию командира корабля или ректора Морского Корпуса. "Патентованные офицеры" в свою очередь делятся на младших, старших и флагманских.
Младшие офицеры.
1. Лейтенант. Самый младший "патентованный" чин. При этом следует различать чин и должность. Все помощники командира корабля имеют должность "лейтенант". При этом на должности в зависимости от ситуации, ранга корабля, количества экипажа может быть как офицер в чине лейтенанта, так и мичмана, мастера. При этом все они будут носить чин "действующий лейтенант", чин будет действовать только во время похода или нахождения корабля в кампании. После окончания похода, боевых действий, вывода корабля из кампании в резерв, чин "действующий лейтенант" с военнослужащего будет снят и он снова будет именоваться по своему основному чину. По рекомендации командира корабля офицер исполнявший обязанности "действующего лейтенанта" может быть представлен на получение патента на "полного лейтенанта". На крупных кораблях, где много лейтенантских должностей лейтенанты будут иметь нумерацию: "1-й лейтенант", "2-й лейтенант" и так далее. Старшинство в данном случае будет определяться выслугой офицера или, при равной выслуге, старшинством лет или старшинством производства. 1й лейтенант как правило исполняет обязанности старшего помощника командира корабля и командует остальными лейтенантами.
2. Командер или лейтенант-командер. Этот чин получает офицер, назначенный самостоятельно командовать "неранговым" кораблем (вооруженные шхуна, бриг, люгер, посыльные суда, транспорты, галеры) или кораблем 6-го ранга.
Старшие офицеры.
1. Капитан. Офицер, исполняющий обязанности командира "рангового корабля" (от 5-го до 1-го ранга). К званию в этом случае добавляется соответствующая приставка. "Капитан 1-го ранга", "капитан 2-го ранга" и т. д. Назначается из числа лейтенантов и командеров, при освобождении вакансий с обязательного одобрения Адмиралтейства. Старшинство чина определяется рангом корабля, при равных рангах - выслугой или старшинством лет или старшинством производства.
2. Коммодор. Данный чин получал командир соединения кораблей, на которое по каким-либо причинам не сочли нужным назначить адмирала для командования. Обычно в таком случае старший из капитанов кораблей, включенных в соединение получает чин коммодора и совмещает обязанности командира соединения и командира собственного корабля. Чин является временным и после окончания боевых действий или роспуска соединения снимается. Один из самых коварных чинов во флоте, т. к. офицер в чине коммодора может быть представлен на производство в "действительные адмиралы" или снова возвращен в капитанское состояние. Частый источник интриг, ссор, поломанных карьер, дуэлей и прочего.
Флагманские офицеры.
Элита офицерского корпуса, люди ,прослужившие на кораблях не один десяток лет, продубленные всеми ветрами и просоленные всеми морями.
Современная организационная структура Императорского Флота состоит из трех основных эскадр: Северной, Южной и Домашней. Каждая эскадра в свою очередь делится на авангард, кордебаталию (основные силы), арьергард и последнее время стали выделять в отдельную группу легкие силы (разведка и охранение). Каждой из групп командует соответствующий адмирал.
1. Контр-адмирал. Младшее флагманское офицерское звание. Командует авангардом, легкими силами, выполняет функции помощника командира эскадры или начальника соответствующего отдела штаба. Может назначаться командиром отдельного соединения кораблей, выделяемого из состава эскадры для выполнения отдельных задач.
2. Вице-адмирал. Командует арьергардом, авангардом. Может занимать должность первого помощника командира эскадры, начальника штаба.
3. Адмирал. Командует кордебаталией и всей эскадрой.
Общее руководство всем императорским флотом осуществляет Первый Лорд Адмиралтейства в чине Полного Адмирала.